Объемы встроенной памяти мобильных устройств растут в полном соответствии с законом Мура - уже появились модели с 16 Гб памяти на борту (от Nokia N96 до одиозного Apple iPhone). Практически все производители в массовом порядке предлагают 5-мегапиксельные камерафоны. Раньше возможности фотографических решений в "мобильниках" воспринимались с усмешкой. Сегодня наблюдается постепенное внедрение полноценной стеклянной оптики, стабилизаторов изображения, оптического зуммирования и проч. С учетом этого, а также использования мощных процессоров, превосходство цифрокомпактов уже не столь очевидно. 2008 год, скорее всего, станет также годом прорыва в области спутниковой навигации в мобильных устройствах. Уже не только "умные телефоны" и единичные представители обычных аппаратов смогут похвастаться встроенным GPS. Да и возможности использования приемников больше не будут ограничиваться простым позиционированием на местности. В дополнение к уже известным сервисам вроде информации по точкам интереса (POI) появляются новые услуги и технологии. Такие, как, например, добавление координат места съемки в данные снимка.
Развитие интерфейсов мобильных телефонов также не стоит на месте. Возможности управления расширяются за счет распространения сенсорных экранов, датчиков движения и т.д. Современные мобильные устройства оснащаются всеми мыслимыми проводными и беспроводными интерфейсами. Не забыты и собственно телефонные функции - растет количество поддерживаемых стандартов связи, коммуникаций.
Вместе с тем, есть и негативные факторы. Один из самых очевидных - отсутствие прогресса в области автономной работы. Даже рост емкости аккумуляторов не позволяет добиться существенного увеличения времени работы устройств. Это - расплата за напичканность телефонов разнообразными функциями. Другое узкое место - стабильность ПО, особенно при поспешном выводе продуктов на рынок. Наконец, как ни странно, перед пользователем все чаще встает проблема выбора.
Действительно, если уйти от личных предпочтений, то окажется, что мы часто платим за одинаковую реализацию одного и того же набора функций. Существует множество дополнительных факторов, таких как плата за бренд, разница в качестве исполнения продуктов, комплектация и др. Однако часто аппаратные решения различных производителей весьма похожи между собой. Даже возможности программного обеспечения (многозадачность, реализация стандартных приложений и функций) иногда идентичны. Особенно, если рассматривать наиболее современные программные платформы, такие как S40 5th Edition от Nokia или A200 от Sony Ericsson.
В таких условиях, когда производители идут "ноздря в ноздрю", на первый план зачастую выходит внешний вид продуктов. Сегодня дизайн постепенно начинает играть едва ли не определяющую роль при выборе мобильных устройств. Меняется и само понятие дизайна телефонов, его положение. В поиске новых идей производители выходят за рамки мобильной индустрии, используя модные тенденции вообще. В результате, чаще появляются примеры co-branding с домами моды, растет сотрудничество с дизайнерами и дизайнерскими бюро. Наряду с появлением уникальных продуктов это приводит к появлению трендов для индустрии в целом, новых решений.
Последним изменениям в облике мобильных устройств и посвящен данный материал.
Современный облик мобильных устройств
Несмотря на многообразие решений, сегодня можно выделить несколько общих черт мобильных устройств. Естественно, первой на ум приходит градация решений по форм-факторам. И действительно, компаниям-производителям уже трудно изобрести что-то новое в этом плане. За 15 лет бурного роста были представлены, кажется, все мыслимые и немыслимые варианты форм. В результате, сегодня на рынке наибольшее распространение имеют аппараты, выполненные в форм-факторах моноблоков, раскладушек и слайдеров, в меньшей степени это относится к ротейторам. Сравнительно небольшое количество их вариаций (сайд-слайдеры среди Windows Mobile-устройств, к примеру) также востребовано на рынке.
Хотя попыток представить нечто новое было, конечно, гораздо больше. Можно вспомнить, например, так и не понятую рынком инициативу Siemens и его cross-to-type ("вертолет" Siemens SK65), а также изначально мертвые начинания азиатских компаний по смешению слайдеров и раскладушек, по развороту экрана и проч. (T-slide и другие нежизнеспособные форм-факторы).
Усложнение конструкции неизменно приводило к увеличению стоимости телефонов. А большинство пользователей вовсе не стремилось переплачивать за сомнительное преимущество в виде горизонтальной ориентации экрана для просмотра мобильного телевидения. Другое немаловажное обстоятельство - любое усложнение конструкции, появление дополнительных шарниров также отрицательно сказывалось на восприятии аппаратов в плане надежности. Даже такие известные ранее формы, как раскладушки с повортным экраном, "трансформеры" Nokia N92/N93/N93i также не прижились на рынке.
Не менее интересно современное положение дел с материалами корпусов мобильных устройств.
Изначальный пластик до сих пор остается самым востребованным материалом для телефонов и других аппаратов. Всевозможные его вариации можно встретить в любом мобильном устройстве, без исключения (корпус, материалы оформления, элементы дизайна - клавиатура, вставки, накладки и проч.). Хотя сама природа пластика иногда оказывается замаскированной под видом более дорогих, имиджевых материалов.
Все большее распространение с повышающимися требованиями пользователей к облику телефонов получает металл. Он пока остается имиджевым материалом, однако его уже часто используют в аппаратах среднего ценового диапазона. Хотя бы в качестве декоративных элементов, вплоть до сеточки динамика и проч. Как и прежде, наиболее распространенными материалами являются анодированный алюминий и нержавеющая сталь.
С постепенным вымиранием сегмента спортивных, защищенных аппаратов потеряло свою актуальность использование в телефонах резины. Сегодня при упоминании прорезиненных корпусов чаще всего ожидается встреча с бархатистым пластиком soft-touch.
Другие материалы, такие как стекло, керамика, дерево, кожа, текстиль, в массовых продуктах до сравнительно недавнего времени либо не использовались, либо демонстрировали свою непригодность. Можно вспомнить непрактичные текстильные сменные панели Xpress-On в раскладушке Nokia 7200, другие примеры.
Новые тенденции в материалах телефонов
Лишь за последние год-два наблюдается изменение отношения компаний к материалам корпуса.
Затрапезный дешевый пластик остался уделом лишь бюджетных решений. Даже сравнительно недорогие телефоны компании предпочитают выделить на фоне конкурирующих решений в плане материалов либо их использования, обработки.
До этого времени игра производителей с новыми материалами оставалась уделом лишь имиджевых продуктов. Теперь эксперименты приняли массовый характер. Возможно, еще и потому, что изменилось само понятие "имиджевого" телефона. Под данную категорию стало подпадать гораздо большее количество продуктов.
Впрочем, по-настоящему новых материалов появилось не так много. В большинстве современных телефонов до сих пор используется и, безусловно, будет использоваться пластик. Правда, его вариации стали интереснее.
Продолжает оставаться актуальным глянцевый пластик. Наряду с традиционными женскими моделями его можно встретить в гораздо более серьезных продуктах. Например, в мультимедийных смартфонах Nokia N81, N81 8 Gb, N78, N96 и т.д.
Вместе с тем, по-прежнему в моде зеркальный, ртутный пластик имиджевых телефонов. Несмотря на явную непрактичность, компании-производители продолжают настойчиво использовать его в своих продуктах. Ну а покупатели и особенно покупательницы - голосовать за "зеркалки" рублем, долларом, евро и т.д.
Все большее распространение получает бархатистый на ощупь пластик soft-touch, как исключительно практичный и приятный в использовании. Первым производителем, выведшим материал на рынок, оказалась компания Motorola. Можно вспомнить передовой music-фон 2004 года Motorola E398, имиджевую раскладушку Motorola PEBL U6, вышедшую год спустя.
Постепенно soft-touch перекочевал из имиджевых решений в более доступные аппараты. И сегодня его можно встретить даже в самых бюджетных телефонах, таких как, например, Alcatel OT-E805. Расширились и возможности его использования - наряду с собственно пластиком это может быть покрытие металла. В частности, можно вспомнить Motorola MOTOROKR Z6, покрытие крышки аккумуляторного отсека.
Кстати, о металле. Анодированный алюминий, впервые массово предложенный опять же компанией Motorola в суперхите RAZR V3, продолжает оставаться востребованным. Однако постепенно он уступил место имиджевого материала нержавеющей стали. Достаточно вспомнить все премиум-аппараты последнего времени - Nokia 8800/8800 Sirocco Edition/8800 Arte, Motorola RAZR2 V8 и проч. Везде используется нержавеющая сталь. Ее же производители любят использовать и в более доступных моделях, например, Sony Ericsson W880i/W890i, Nokia 6500 Slide и т.д. Фишка в том, что здесь нержавейка зачастую играет роль "наживки" для пользователя - тонкий листок нержавейки, как правило, надет все на тот же пластик.
Еще одна примета последнего времени - максимальный упор на использование кожи при изготовлении аппаратов. Речь может идти о привычных для premium-сегмента вставках из кожи. Применение кожи в мобильных телефонах имеет богатую историю, но, как правило, в эксклюзивных аппаратах вроде Vertu. Сегодня наряду со статусными телефонами (Nokia 8800 Sapphire Arte) в кожу "облачаются" и более доступные имиджевые трубки. Такие как, например, модели коллекции L'Amour все от той же Nokia.
Однако гораздо более сильный тренд современности - отделка поверхности аппарата "под кожу". Такое решение в любом случае оказывается предпочтительнее простого пластика, поскольку тиснение не только смотрится эффектнее, но и оказывается практичнее. Такое покрытие менее маркое, оно не скользит на ровной поверхности, на нем менее заметны царапины. Тенденция сравнительно новая - массово аппараты появились на рынке чуть более года назад, причем в совершенно разных сегментах. Можно вспомнить имиджевый смартфон Nokia E65, гораздо более доступную трубку Alcatel OT-825 и даже Windows Mobile-устройство - коммуникатор i-mate PDAL (известный позже как Fly PC100).
В настоящее время на рынке представлено множество решений с отделкой под кожу. Данное направление наверняка будет актуально и в будущем.
Сравнительно недавно получило широкое распространение использование в мобильных телефонах минерального стекла. Едва ли не самое известное устройство подобного рода - Apple iPhone. Это неудивительно, поскольку огромный экран "Айфона" требовал существенной защиты от внешних воздействий. Минеральное стекло, помимо защитных свойств, также наделяет телефоны толикой имиджа - неудивительно, что оно используется, как правило, в дизайнерских продуктах. Один из примеров - Sony Ericsson T650i, один из первых представителей имиджевых решений в продуктовой линейке компании.
Вместе с тем, роль стекла сводится не только к защите экрана. Внешний эффект материала в полной мере испытали владельцы Motorola KRZR K1, а также одного из вариантов корпуса PEBL U6. Одно из новых веяний - использование стекла не только в качестве декоративного элемента, как в том же KRZR K1 (отделка флипа). Так, в еще одной статусной модели, Nokia 8600 Luna, применяется закаленное стекло. Использование такого прочного материала имеет и имиджевый эффект: в закрытом состоянии при входящем звонке подсветка клавиатуры видна сквозь стекло.
Однако помимо материалов корпуса регулярно появляются новые тенденции в эргономике устройств. Они зачастую напрямую связаны с решениями в дизайне телефонов.